Книга бегущего ручья

Поднебесные Зубья 2009 День первый. 8 августа 2009 г.
paganel1982
Примерно в половине пятого проезжаем станцию Прокопьевск, до Новокузнецка еще сорок минут. Быстро собираюсь и до самого Новокузнецка смотрю в темное окно, в котором  видны только огни фонарей в густом тумане. Периодически поглядываю на часы, не опоздать бы поезду, а то в Кузне стыковка всего полчаса, а мне еще на незнакомом вокзале предстоит найти кассы и электричку и купить на нее билет.  На вокзал Новокузнецка мы, впрочем, прибываем вовремя и я первым выскакиваю из вагона на мокрый от росы асфальт. Некоторое время туплю на темном перроне, пытаясь понять, где тут могут быть пригородные кассы. Поднявшись на переходной мост, вижу толпу народа с рюкзаками и иду к ним. Оказалось, что кассы находятся слева от здания вокзала за переходным мостом. Вокруг толпы народа туристического вида и горы рюкзаков, ковриков, палаток и прочего походного хлама.   В кассе беру билет до Междуреченска (в народе - Междуры) и, ориентируясь на рюкзачников, нахожу электричку. Вообще вокзал здесь какой то бардачный - сразу от вокзала идут пути шестой и девятый (а, б, в), третий путь самый дальний от вокзального здания, первого пути нет вообще... Постепенно грязная, раздолбанная электричка с мутными стеклами заполняется туристами и ровно по расписанию мы отправляемся с Новокузнецкого вокзала. Такого количества разнокалиберного народа туристического вида я не видел нигде. Здесь и детские группы, и семьи,  и пенсионеры, едущие рыбачить на Томь и вообще какие то матрасники..  Есть и  крутые ходячие люди с огромными чувалами, которые собрались кудато в сторону Золотой Долины и еще куда то, причем эти монстры вроде хотят за день дойти до Высокогорного... Умеют же ходить люди!  Или я совсем дохлый...
После станции Томусинская светает и видно, что электричка едет по пойме Томи,  ивняки и болота перемежаются с частыми поселками. Около семи утра приезжаем на станцию Междуреченск.  Здесь мне предстоит ждать электричку до Лужбы до десяти утра. Здание вокзала в Междуре маленькое одноэтажное, но свежеотремонтированное и выглядит вполне позитивно. Туристов и там дополна, одна из групп расположилась прямо под зданием вокзала  в спальниках, наверное они там ночевали. При таком количестве людей возникает некоторое беспокойство по поводу возможности посадки в электричку и свободности нормальных мест для стоянки на самих Зубьях.  Да ладно, главное доехать, тайга большая, места всем хватит:) На вокзале изучаю расписание электричек и фотаю его. Из расписания узнаю, что электричка на 7-15 идет до Бискамжи (и до Лужбы соотвественно) в будние дни, а  в субботу когда куча народу едет до Лужбы и им дорог каждый ходовой час, Бискамжинская элька идет в 10 -08(((. "Тому кто такое придумал, надо в голову гвоздь забить..."(С). (в дополнение: потом с 15 августа Бискамжинская элька стала ходить в 7-15 каждый день).
Сам город Междуреченск с привокзальной площади тоже выглядит красиво - многоэтажные дома на фоне молочно-белого тумана над поймой Томи, из которого торчат темно-зеленые сопки. И над всем этим голубое небо с клочьями тумана.
Наконец объявляют посадку на электричку до Бискамжи и платформа полностью, от края до края заполняется народом - рюкзак к рюкзаку... Вагоны берутся штурмом. Немногие  "счастливчики", прибывшие из Кузни электричной на 9-53 пытаются втиснуться последними, но кажется не достигают успеха.  Наконец, загрузились, утряслись, тронулись и покатились:). Междуреченск город длинный, вытянутый вдоль Томи с кучей заводов, окружен таежными сопками и карьерами. После Междуры начинается уже настоящая, знакомая мне по "Зимней сказке", Горная Шория - сопки, горы, темно-зеленые остроконечные свечки пихт. Только теперь я здесь летом и меня окружает яркая смесь зеленого и голубого: река, небо и тайга. И грохот колес и свежий ветер в лицо из открытого окна. И названия у станций здесь какие то особые: Карай, Романтика, Геологическая...  И погода классная... Вообщем хорошо:)
Железная дорога петляет вдоль Томи, повторяя все ее изгибы. По отмелям реки вижу большие заросли Петаситес радиалис, про который много слышал от Лауры и которым зарастают  все мелкие речки на Салаирском кряже.  Вот впервые встретил его здесь. Растение очень похожее на мать-и-мачеху, только торчит из воды. Ландшафт по мере приближения к Лужбе становится  более горным - крутые изгибы реки, высокие сопки, кое где с серыми пятнами курумов, скалы.  Иногда над железкой натянута сетка, наверное для защиты от  камнепадов.
В элетричке знакомлюсь с Денисом, туристом из Новокузнецка. Они с подругой хотят идти на пять дней через Тигертыш на Высокогорный, хотя точно я их маршрут не запомнил. Сам Денис ходит по Зубьям уже давно. Расспрашиваю его о дороге, пока вроде ничего страшного, все проходимо. До талькового карьера ходит даже автобус - старый советский типа Пазика. Он посоветовал мне сходить через пер. Шорский в долину Малого Казыра, говорит там классно, лучше чем на Алгуе.   Примерно через два часа после Междуры выгружаемся в Лужбе. Лужба это небольшая станция о четырех путях, не имеющая даже расписания электричек, поэтому актуальное расписание надо узнавать у переправщиков. От электрички народ наперегонки ломится на переправу,  стремясь переправиться в числе первых и занять места в автобусе. В принципе автобус вешь полезная т.к. на нем можно проехать 9 километров дороги, достаточно нудной  к тому же с набором высоты.  Но я в первый раз здесь и мне ничего нудным тут не кажется, поэтому решаю идти пешком. Денису он просто бесполезен, поэтому мы и не торопимся. Переправа находится примаерно в полукилометре от Лужбы и туда идет две дороги - одна вдоль ж. д., а другая вдоль Томи и она более приятная.  Переправа осуществляется несколькими длинными, похожими на пироги, лодками, но с мотором. В каждую лодку влезает человек десять и рюкзаки, которые кладутся на нос лодки. Стоит все это 25 рублей. Переправляемся с четвертой или пятой партией. Пока переодеваемся и перекусываем на берегу, осматриваю окрестности. Вот они какие, Поднебесные Зубья! Вокруг сопки покрытые тайгой,  а вдали видна лысая коричневая от курумов  вершина горы. Это пик Дураков, потенциальная цель моего путешествия. И вновь какое то острое чуство нереальности, яркости, непривычности, новизны происходящего. Вроде представлял здесь все не так, а оно вот такое  и начинаешь знакомиться с этой реальностью осторожно, постепенно вживаясь в нее, в эти зеленые склоны, в эту дорогу, в этот запах смолы и таежных трав...  И уже через несколько часов оно станет привычным тебе и ты станешь частью этой тайги и будешь там как дома.  Может это и есть мой настоящий Дом, а та городская реальность это всего лишь экстремальное путешествие ...
После перекуса вместе с Денисом идем вдоль Амзаса по заросшей, в основном, березняком пойме. С Денисом уже похоже окончательно нашли общий язык, болтаем о том и о сем, где кто был и что видел, разрекламировали мне Ергаки, теперь хочу:). Вдоль дороги стоят приюты, где отдыхают слабые духом, матрасники. Масса матрасников расположилась так же на многочисленных стоянках. Народа на дороге почти как в парке, такое я видел в последний раз на Красноярских Столбах.  В основном детские группы, лоси уехали на автобусе:) Причем все здороваются. Сначала это напрягает, а потом привык. Проходим два моста через реку Амзас. Река здесь довольно широкая и бурная, хорошо что есть мосты.  Через полчаса доходим до развилки Амзас - Алгуй и расстаемся с Денисом и его подругой. Им идти прямо по тропе вдоль Амзаса, а мне направо по дороге на Алгуй. Дорога, каменистая укатанная грунтовка, идет вдоль речки Алгуй, по долине поросшей березняком, с небольшим набором высоты.  Склоны вокруг покрыты тайгой, состоящей наполовину из пихты, наполовину из лиственных деревьев - березы, рябины и других. Обращает на себя внимание большая густота и высота травы в подлеске, без тропы здесь ходить по моему вообще не реально. Иногда дорога пересекает речку Алгуй по деревянным мостам, причем для людей мосты, а для автобуса - брод. Прохожу приют с названием Белокуровский стан, на нем куча детишек с клунькой -руководительницей, которая довольно агрессивно спрашивает чего мне надо.  Да просто так... Примерно через полчаса после приюта встречаю по дороге парнишку лет четырнадцати идущего со стороны Алгуя. Вид у него довольно замученный, говорит что набрал продуктов у  каких то туриков, т.к. свои кончились и это их группа сидит на Белокуровском, не выходит в Лужбу и ничего не делает, просто сидят и чего то ждут. Ну сели бы в автобус и выехали бы в Лужбу и на электричке в город, раз им здесь плохо... Впрочем учитывая их курицу-руковода всего можно ожидать.  После Белокуросвкого, склон слева от меня становится очень крутым, местами видны скалы с пучками бадана. Примерно через полчаса выхожу на перекресток дорог. Одна из них ведет к тальковому карьеру, другая куда то в южном направлении и еще одна уходит вверх, вроде бы туда куда нужно.  Начинаю подниматься по ней и постепенно дорога сужается и становится похожей на тропу. Где же тут приют Алгуй? Минут через 20 выхожу к группе домиков, обнесенных забором, на котором табличка, оповещающая что здесь детский лагерь и обходить надо справа, по крутой и грязной  тропе вдоль забора. Алгуй это или нет, непонятно... Потом оказалось что Алгуй. Поднимаюсь по этой тропе и почти сразу выхожу к гламурному коттетжу  с синей крышей. Спрашиваю у теток, сидящих под навесом, что это за приют, в ответ слышу  "Не знаем"... Н-да... Меня всегда поражала способность некоторых людей абсолютно не представлять где они находятся, при этом находясь в каком то месте уже долгое время, возможно всю жизнь. Наконец нахожу мужика который мне объяснил. что домики с забором, которые я прошел, есть  Алгуй, приют М. М. Шевалье,  а коттедж - это "Снежный барс", приют Захарова, суть гостиница для богатых. Покинув это царство бабла и гламура, начинаю подниматься на перевал Шорский, до него от "Барса" еще километр. Тут я впервые познакомился со свойствами тропы на Поднебесных. Тропа на Шорский это широкая тропа, разбитая многочисленными ходоками, грунт на ней представляет собой жидкую грязь. Местами тропа раздваивается. растраивается, обходя самые непроходимые места. Идти лучше левее, там почище, но надо быть внимательным, чтобы не улететь на Дураки. Слева видна техглавая вершина Дураков, покрытая зеленоватым курумом, справа долина какого то ручья. Вдоль ручья куча стоянок с навесами. Тайга на перевале состоит почти исключительно из пихты, с примесью березы, иногда встречается рябина. В подлеске высокий папоротник, похожий на орляк. Подъем на перевал очень пологий, напоминает "Перевал" на Столбах, но ведет туда не асфальтовая дорога, а тропа из жидкой грязи.
Примерно через полчаса фигурного катания по грязи, между пихт показываются дальние вершины гор, которые скорее всего уже на том берегу Казыра  и я понимаю, что вышел на седловину перевала. Здесь я хочу найти тропу на Дураки, но никак не могу это сделать. Вот вроде и должно быть дерево с надписью, и поваленная рябина, и хорошая тропа, и Дураки видны кажется совсем рядом, но нет не могу найти и все тут! И встречные-поперечные бродяги куда то подевались.  Воспринимаю это как должное, памятуя, что любая последовательность событий в конечном итоге правильна, решаю идти на Малый Казыр. А на Дураки подняться завта утром, от Рубановских стоянок или от Алгуя. Или вообще в другой раз, я же пришел не на Дураки, а просто погулять:) Кстати тропу я потом нашел, во вторую поездку в конце августа. И все оказалось в том месте, где надо, сторго по описанию: и дерево и рябинка и нахоженная тропа, не заметить которую невозможно. Ну как такое бывает?!:)
Водораздел представляет собой широкое, поросшее тайгой, заболоченное плато. От водораздела спускаюсь вниз и минут через 20 перехожу ручей, возле которого стоит полуразрушенный домик. Чуть дальше куча палаток, навесов, кострищ и детей. Мне говорят, что это Рубановские стоянки. Раньше здесь был приют Рубановский стан, но во время войны М. М. Шевалье с хакасскими властями его разрушили по решению суда и остались  одни стоянки, которые стали называться Рубановские. Еще мне рассказали, что от Рубановских есть короткий путь на Дураки. Ладно, завтра проверим.
Дальше хочу идти на Куприяновскую поляну, которая в долине Малого Казыра.  Узнаю направление, начинаю спускаться и почти сразу от Рубана попадаю в офигенное болото. Местами проваливаешься по колено и выше. Болота здесь похоже на всех плоских плакорных участках, т. к. влаги много, а дренажа нет. Болото не кончается, начинаю даже думать что сдуру запилил не туда, но встречные туристы говорят, что все правильно, а болото это просто болото:).  Почти сразу после болота начинается курум. Это наверное сделано для того, чтобы набрав на ботинки мокрой грязи можно было эффективно грохнуться на куруме:). А может ни для чего не сделано, природа такая, какя она есть. Пару раз грохнуться мне  почти удается.  Грязная с камнями тропа идет по тайге по вдоль  Куприянова ручья, по левой стороне долины. Ручей здесь узкий, метра полтора, круто сбегает по замшелым камням, местами образуя небольшие водопадики. А вокруг густой кустарник и  стройные остроконечные пихты. Настоящая таежная речка из рассказов Астафьева, Арсеньева или Федосеева:) Выхожу на очередной крупнокаменый курум. Опять подскальзываюсь на камнях, и чуть не грохаюсь. Оказывается, я очень неуверенно чуствую себя на куруме с рюкзаком. И это не есть хорошо. Во мне просыпается противный голос благоразумия, призывающий повернуть назад. Однако, открываюшеся с курума потрясающие виды долины Казыра манят меня к себе...  Впереди ближние склоны с иголками пихт, а за ними дальние горы, темно-зеленые горы, с серыми, курумными вершинами. И долина кажется совсем близко. А сзади Дураки с небольшим снежничком между вершинами.
Продолжаю спуск и вскоре останавливаюсь возле слияния Куприянова ручья с каким то довольно широким ручейком и решаю здесь переобуться. Пока переобувался, откуда то прилетела большая бабочка и уселась на мой грязный и вонючий кроссовок:) Что ее там привлекло, не знаю.
Куприянов ручей, приняв в себя боковой приток, становится уже похож на небольшую речку и проделал себе довольно глубокую долину с крутыми склонами, поросшими черневой тайгой.  Прохожу два прижима. В принципе ничего, но в дождь может быть неприятно. Наконец выхожу в широкую пойму, заросшую травой в рост человека, в которой пробита тропа и через пару минут достигаю Малого Казыра. Красивая речка течет среди лесистых гор и в русле большие круглые, белые  валуны торчащие из воды.  И вода, прозрачнейшая вода, в которой видны разноцветные и разнокалиберные окатанные камни. Большая поляна вокруг меня, с людьми и палатками, именуется Куприяновской поляной. Там же есть домики приюта, целые или нет не знаю. Вверх по течению, вдали, видны высокие курумные  вершины, думается что хребта Тигертыш. Ну это в следующий раз, когда пойду в Золотую Долину... А пока решаю подняться назад, на Рубановские стоянки на ночевку, чтобы завтра с утреца попытаться подняться на Дураки. Правда время уже шесть, а спускаться было не так уж и легко. А теперь предстоит то же самое, но вверх...  Ладно, если что упаду на любое свободное место в долине Куприянова ручья, там хоть дрова есть и людей нету...
Взваливаю на себя рюкзак и начинаю телепаться. "А маманя думает, я отдыхаю здесь...". И странно, прохожу путь наверх удивительно легко, вроде и нет той усталости, и камней под ногами. По дороге вижу в Купряновом ручье прикольный слив - в камне выдолблена водой чаша которая постепенно заполняется водой и как то разом вода сбрасывается...  Выбираюсь на Рубановские стоянки. Людей здесь много, дров мало, стоянок тоже. Однако искать безлюдные места сил уже нет, поэтому падаю на первую попавшуюся свободную стоянку и тут же ставлю палатку, помечая территорию:). Ужин сначала готовлю на горелке, влом искать дрова, которых здесь мало. Однако, когда уже почти стемнело, меня пробило на костер, и я все таки шарюсь по темному лесу и к удивлению нахожу дрова. И вот оно счастье! Жаркое пламя костра, искры улетающие в небо и сливаюшиеся со звездами, журчание таежной речки. и запах, волшебный запах тайги... А на небе яркая полная луна, над остроконечными верхушками пихт...