Книга бегущего ручья

Previous Entry Share Next Entry
Хакасия 2009 День четвертый. 20 июля 2009 г.
paganel1982
Наутро погода тоже отличная и я, собрав лагерь около девяти утра начинаю подъем на г. Зыгаз (834 м. н.у.м.). Надо же за эту поездку хоть куда то залезть?). Быстро выхожу на седловину между г. Зыгаз и соседней грядой. Впереди просматривается спуск в небольшую долинку, по которой мне выходить на линию ж. д.  Дальнейший подъем на гору довольно крутой,  поэтому оставляю рюкзак под небольшой листеницей и начинаю подниматься налегке. Склон в месте подъема градусов 35-40, без всяких скал (скалы есть с северной стороны), травяной покров здесь разреженный, почва наполовину перемешана с мелкими плоскими камнями и хорошо едет под кроссовками. Среди растений преобладают все те же  злаки, что и раньше, часто попадается так же знакомый мне по Буготакским сопкам  суккулент, скорее всего  очиток.  Вообще интересно наблюдать, как растения живут  на этих жарких, безводных южных склонах, бкувально цепляясь за малейшую возможность получить и сохранить влагу. Это злаки и другие растения с мелкими узкими листьями, что не позволяет им терять влагу. Или суккуленты, запасающие ее в своих толстых мясистых листьях. Все они низенькие, как бы вжимающиеся между камней, т. к снег в этих краях неглубокий или его вообще нет, а ветра холодны...  
Минут через 20 выхожу на вершину. На ней сложен небольшой турик из камней и валяются пустые бутылки. Ну это местные "альпинисты"...  Хорошо видна долина реки Уйбат и повторяющая все меандры реки, полоса пойменных ивняков. Дно долины разрезано на квадраты какими то полосами не то деревьев не то кустарников . Судя по карте там оросительные каналы. Прямо под горой, находится станция Уйбат, кажущаяся отсюда пластмассовым настольным макетом - миниатюрные домики, вагончики и белая старинная водонапорка. Через несколько часов мне уезжать с этого "макета"...  На юге видна все та же равнина Минусинской котловины с белыми пятнами озер, всего их видно штуки четыре.  На севере и востоке - желтовато-зеленые, округлые низкие горы с коричневыми пятнами каменистых склонов. На северных склонах видны участки леса, скорее всего из лиственицы. Посидев немного на вершинке и накормив летающих вокруг мошек и слепней, "падаю" к рюкзаку и начинаю спускаться по руслу высохшего потока сначала в небольшой распадок, а по нему, обойдя Зыгаз с севера - в долину р. Уйбат. Комаров здесь тоже предостаточно. Через полчаса перехожу железнодорожную линию и иду к реке Уйбат, чтобы набрать там воды. Пойма Уйбата  заросла высокой травой от которой уже успел отвыкнуть. Пробираюсь через прирусловые ивняки и выхожу к Уйбату.  Русло здесь неширокое, метра два с половиной, скорость течения не очень большая, берега крутые, заросшие ивняком. Вообще речка напоминает какой нибудь Коен или Барлак, ежеголовника только не видел, но думаю он там есть:). Набираю воду в бутылки и хочу выйти к линии ж. д., но меня снова накрывает хорошей грозой с сильным ливнем и кажется даже с градом.  Прощальный привет от Хакасии... Примерно через час ливень ослабевает, но везде вокруг грозовые тучи. Поэтому я под дождиком дохожу до железки и останавливають под небольшим путепроводом, который служит скорее всего  для пропуска воды, но воды там немного. Решаю переждать грозу там, а заодно и пообедать. Вообще плюс горелки по сравнению с костром - возможность приготовить еду почти везде. Пока обедал, грозы ушли и опять выглянуло яркое солнце, которое довольно быстро высушило все вокруг. На часах уже два... Ну что же, пора выходить к станции.  Дохожу до станции по железнодорожному полотну попутно подивившись дороге сией, где прямо из шпал растут грибы, а на станции еще сохранились ручные стрелки. До поезда еще полтора часа. Здание вокзала на станции - маленький домик, с крошечным залом ожидания на три сиденья. Двери всех двух служебных помещений раскрыты и из комнаты в комнату  бегает туда -сюда хакас, наверное дежурный по станции, периодически матюкаясь и выкуривая наверное уже десятую сигарету за полчаса.   Да, нервная у него работа). Вокзал у них здесь совмещен с магазином, который похоже работает как пожелает левая пятка продавщицы - она то приходила, то уходила, закрывая свое заведение на замок. Из открытой дежурки слушаю переговоры дежурного по рации... Оказывается, моему 660 поезду зачем то хотят прицепить в голову еще один тепловоз...  Интересно, а на фига? И вообще как то неспокойно - дело это небыстрое, а если поезд опоздает, то можно в Шире не пересесть на московский. Минут за 5 до прибытия поезда выхожу из вокзала. Платформы на этой станции нет, прибытие -отправление тоже никто не объявляет. Мой поезд прибывает с опозданием на 40 минут, стоянка - минута, поэтому  заскакиваю в первый попавшийся вагон. Оказалось что торопился зря, потому что мы простояли в Уйбате еще целый час. Хакасия не хочет меня отпускать:). Из разговора двух железнодорожников узнаю, что у нашего поезда сломался тепловоз. Еще они "обрадовали" меня тем, что добираться собираются на попутных локомотивах.  Но все обошлось, запасной тепловоз пригнали, прицепили  и мы наконец то тронулись. Ну вот и все, до свиданья дивный край...
Но впереди еще интересный железнодорожный кусочек маршрута. Вообще в Уйбате 68, московский поезд не останавливается, но я мог сесть на него на следующей станции Усть-Бирь и тогда красивый желенодорожный участок через степь, горы и тоннели проехал бы поздно вечером и ночью, а мне хотелось на это посмотреть. Поэтому я взял билеты на местный, идущий днем, поезд Абакан - Красноярск до Ширы, а в Шире пересел на Абакан - Москва, который идет на три с лишним часа позже. И посмотреть было на что.
До Ербинской дорога петляет среди степных сопок, с небольшими участками лиственичного и березового леса.  Иногда прямо возле железной дороги попадаются памятники - менгиры. После Ербинской леса становится все больше и сопки все выше и круче - поезд лезет вверх на Батеневский хребет. Вскоре дорога начинает напоминать БАМ где нибудь в районе Киренги - Кунермы или Транссиб в Забайкалье. После станции с интересным названием  Сон проезжаем небольшой Сонский тоннель. Поезд останавливается на мелких разьездах, таких как Туманное, Тисин, где домов и жителей вообще не видно. В принципе можно будет заброситься на нем в эту тайгу и полазить тут.   После станции Туим местность, как то сразу становится степной и  мы приезжаем в Ширу с опозданием на два часа.
Шира - курортный городок, поэтому на вокзале тусуются таксисты, предлагающие отвезти на Ширу за 150 р. Жилье можно снять, по их словам, рублей за 300. Пытаюсь найти в этом поселке еду, но возле вокзала никаких магазинов не обнаруживаю вообще.  Засада заключалась в том,  что все магазины и киоски, а так же автостанция находятся не перед зданием вокзала, как обычно, а на противоположной стороне станции, т. е. надо перейти все пути, только тогда выйдешь на торговую площадь с кучей магазинчиков. Правда ни один из них, кроме пивных киосков, в десять вечера уже не работает. Цивилизация в виде круглосуточной торговли сюда еще не добралась. Пришлось грызть купленный в пивном киоске арахис.
Наконец  объявили мой поезд и куча народу вывалила на платформу, а стоянка всего 5 минут.  Проводница сначала запустила всю толпу в тамбур, и только затем проверила билеты.
Все, я в поезде, а значит маршрут пройден, и завтра уже Новосиб...
Сижу в поезде, смотрю на красную полосу заката и  размышляю над пройденным маршрутом... В принципе я не пожалел, что поехал и не пожалел что в одного, в одного ходить тоже можно. Конечно, маленько страшновато, пришлось отказаться от некоторых интересных моментов - г. Саргахая например, но это не сильно плохо, мне кажется самое главное в безопасности любого одиночного (и не только) маршрута - умение оценивать свои возможности и вовремя повернуть назад. В одиночке учишься это делать лучше всего. И еще как нигде, учишься осторожности и умению планировать и предвидеть. В принципе опасных ситуаций не было, маршрут был проработан я считаю в этом отношении неплохо - красиво, интересно, недалеко от населенки, нет сложных препятствий, легко ориентироваться. Сказать, что я страдал от одиночества тоже нельзя.
Сам район мне очень понравился, он обладает своим своеобразием и какой то древней, незыблемой красотой.  Колыбель древних цивилизаций, здесь тысячи лет назад уже жили люди и древние, уже покрытые лишайниками камни - менгиры напоминают нам об этом.  Для нас, жителей лесной зоны такие ландшафты вообще поначалу кажутся необычными, как на другой планете.  Здесь можно увидеть настоящие степи, которые в принципе, не сильно нарушены человеком, там где нет кошар. Я, по крайней мере ожидал худшего. 
Особенность  района в том, что там мало воды, поэтому воду приходится носить с собой. Желательно планировать маршруты так, чтобы хотя бы раз пару дней выходить к родникам или речкам, они отмечены на карте. Воду из них брать можно, но желательно иметь марганцовку для обеззараживания т. к. там может быть водопой или пастбище на берегах. Озера все соленые или солоноватые. Дров здесь тоже нет, нужна горелка и газ.
Ходить, а особенно ночевать, лучше подальше от населенки и пастбищ, потому что комаров на пастбищах немеряно и они сильно портят настроение.
Погода... Солнечно и грозы. Днем очень жарко, поэтому панамка обязательна. И вода  тоже. Во второй половине дня были грозы с сильными ливнями, поэтому я пожалел, что не взял дождевик и накидку для рюкзака. Впрочем, сухом воздухе степей высыхает все очень быстро.
 Заброска... Ходят два поезда в сутки: Абакан - Москва и Абакан - Красноярск. Московский поезд хитрый, он по пути в Москву останавливается не на всех станциях, на которых есть остановка по пути в Абакан. Пригородного ж. д. транспорта нет, вроде ходит некий рельсовый автобус из Абакана до Ширы, но я не видел. На машинке тоже можно заброситься, автодорога там есть. Есть ли рейсовый автотранспорт я не знаю.
Инфраструктура... Район, где я ходил практически не посещается туристами, в Сети я видел упоминание о нем только в описании некой пещеры в районе г. Сагархая , и в отчете об осеннем велопробеге. Соответственно нет и причиндалов вроде шишиги для заброски, турбаз, приютов, МЧС и т. д. Может это и не плохо...
В принципе сходил, хорошо, можно запланировать маршруты на Батеневский хребет, или куда нибудь южнее Абакана, в район п. Аршанов, где есть настоящие пески. Интересно так же сравнить эти степи со степями в Курайской и Чуйской долине Горного Алтая, ведь там должен быть более суровый климат. А еще Саяны - земля непознанная... Вообщем " Дороги трудны но хуже без дорог..."

?

Log in